Каких же типов бывают мотор-колеса? По типам МК делятся на два основных: Редукторные МК (Geared Hub Motor), и МК с прямым приводом (ДД, DD, Direct-Drive Hub Motor) Кареточные моторы не являются мотор колесами (двигатель не располагается в колесе) поэтому в рамках данной статьи рассматривать их не будем.
Конструкция мотор-колес отличаются тем, что у редукторного МК, как следует из названия, присутствует редуктор и встроенный фривилл (обгонная муфта), который при накате позволяет вывешивать статор относительно ротора неподвижно, из за чего при движении накатом и на педалях ничто не мешает.
У ДД мотора никаких промежуточных деталей нет, статор крепиться непосредственно к оси, ротор соединяется с крышкой, через которую и передается движение на колесо. Из за такой конструкции при движении накатом и на педалях возникает противоэдс (мотор как бы работает в режиме генератора) из за чего есть сопротивление вращению, получается хуже накат и небольшое сопротивление движению на педалях.
Основные преимущества редукторных МК:
- низкий вес, вес редукторных МК начинается от 1,4 кг (Keyde), 2-3 кг (QQ, Bafang) до 4,5 кг (MAC)
- сочетание неплохих тяговых и скоростных характеристик, хорошая эффективность в большом диапазоне скоростей.
- хороший накат и отсутствие препятствий педалированию из за наличия встроенного фривила.
Недостатки редукторных МК:
- не очень большая максимальная мощность, которую можно подавать на МК без риска сжечь мотор, для QQ и Bafang это обычно 800 вт (1 квт кратковременно), для MAC 1.2-1.5 квт (2 квт кратковременно). По Keyde данных пока нет.
- меньший ресурс без обслуживания, большая склонность к поломкам при жестких режимах эксплуатации, типа больших стартовых токов и динамическиех нагрузок, что может привести к поломкам шестерёнок или фиривала. Это не значит, что редукторный МК намного менее надёжный, просто его "убить" проще при неграмотной или экстремальной эксплуатации.
- отсутствие возможности рекуперации и электроторможения
- больший шум из за наличия и вращения шестерёнок
Достоинства МК прямого привода:
- простота и надежность конструкции.
- наличие возможности рекуперации и электроторможения.
- более низкий шум, особенно при наличии "синусного" управления.
Недостатки МК прямого привода:
- большой вес. Вес МК прямого привода начинается от 5,3 кг, обычно 6-7 кг. Существуют мини МК прямого привода (3-4 кг), но их мощность и тяговые характеристики очень "скромные" по сравнению с редукторными МК того же веса.
- наибольшая эффективность МК достигается в достаточно узком диапазоне скоростей, т.е. например, на малых скоростях (движение в гору, по грунтам и т.д.) редукторный МК более эффективен чем МК прямого привода.
- худший накат и небольшое сопротивление педалированию